-->
«Газпром нефть», входящая в пятерку крупнейших российских нефтяных компаний, ставит целью увеличение объемов и глубины переработки. О перспективах развития нефтеперерабатывающих активов агентству «Прайм» рассказал в интервью глава дирекции нефтепереработки компании Александр Санников.
— Каковы результаты работы блока переработки «Газпром нефти» с начала года?
— Все показатели по переработке выполнены с превышением бизнес-плана. Увеличены объемы переработки нефти, существенно улучшилось качество продукции. С учетом изменений требований по законодательству сегодня нам выгодно производить бензины четвертого и пятого экологического класса. За полугодие мы практически в четыре раза увеличили производство автомобильных бензинов четвертого и пятого классов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Бензин АИ-98 выпускаем полностью соответствующий классу «Евро-5», более 60% производимого бензина АИ-95 и 30% АИ-92 соответствует пятому классу. Дизельное топливо также существенно улучшилось по качеству. Выпуск дизтоплива, соответствующего четвертому и пятому классам технического регламента, вырос на 10%. По итогам первого полугодия доля «Газпром нефти» на российском рынке моторных топлив составляет 23%, по поставкам продукции на внутренний рынок мы вышли на первое место среди нефтяных компаний.
— В будущем рассчитываете на увеличение этого показателя?
— Мы сегодня верстаем наш трехлетний бизнес-план на 2013 −2015 годы. Мы не ставим себе задачи быть первыми по поставкам продукции на внутренний рынок любой ценой. Компания считает эффективность переработки и сбыта в целом по блоку.
— Стратегия «Газпром нефти» предусматривает достижение уровня переработки в 70 миллионов тонн к 2020 году, за счет чего будет рост?
— Планируемые 70 миллионов тонн — это суммарная переработка «Газпром нефти». Из них 40 миллионов тонн — переработка в России и 30 миллионов тонн — за ее пределами. В настоящее время подразделения компании изучают различные активы за рубежом. Это может быть переработка на собственных мощностях или переработка в доле с другими компаниями.
— Какой объем инвестиций в развитие переработки «Газпром нефть» планирует затратить в среднесрочной перспективе?
— Стратегия развития переработки на период до 2020 года, утвержденная в 2009 году, включает проекты строительства новых мощностей для повышения качества продукции в соответствии с требованием законодательства и проекты повышения глубины переработки. Стратегия включает также программы направленные на повышение эффективности производства, снижение операционных затрат, комплексную программу автоматизации. Большое внимание в документе уделено вопросу реновации действующих мощностей. Общий объем финансирования стратегии оценивается на уровне 360 миллиардов рублей. В настоящее время идет актуализация документа, и в ноябре мы должны вынести на рассмотрение совета директоров актуализированную программу по развитию переработки и нефтехимии до 2025 года.
— Можете озвучить инвестиции по переработке на этот год?
— На 2012 год на российских НПЗ у нас запланировано финансирование проектов по переработке на сумму более 44 миллиарда рублей. С учетом инвестиций в НПЗ сербмской NIS сумма составит более 51 миллиарда рублей.
— Вы сохраняете в планах на этот год ввод комплекса гидрокрекинга на заводе NIS в Панчево? Какова его стоимость?
— В соответствии с графиком, по контракту с компанией CB&I, основные строительно-монтажные работы по комплексу гидрокрекинга завершены, идет пуско-наладка оборудования. По плану, в ноябре объект должен быть сдан в эксплуатацию — он включает собственно комплекс гидрокрекинга и гидроочистки дизельного топлива, установку производства водорода, установку производства серы и другие объекты общезаводского хозяйства обеспечивающие работу комплекса. В рамках утвержденных программам по экологии введена в эксплуатацию установка регенерации серной кислоты, завершена реконструкция установки каталитического крекинга.
Согласно межправительственному соглашению, инвестиции в развитие NIS превышают 540 миллионов евро, финансирование и реализация проектов идут по утвержденному плану. В 2012 году инвестиции в NIS запланированы в объеме более 200 миллионов евро. «Газпром нефть» выполняет все инвестиционные обязательства по межправительственному соглашению финансирования программы развития NIS.
— В прошлом году нефтяники подписали соглашения с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом по программам строительства и реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей. Каким образом оно реализуется?
— Суть соглашения — выполнение компаниями обязательств по поставкам на внутренний рынок моторных топлив — бензинов, авиакеросина, дизельного топлива, а также реализация программы развития, которая была закреплена четырехсторонним соглашением. Основное требование соглашения — это развитие нефтепереработки. Ежемесячно мы отчитываемся перед государственными структурами, в частности направляем информацию в Минэнерго. Наши обязательства прописаны на период до 2020 года.
— Утверждена ли комплексная программа модернизации Московского НПЗ?
— Да, программа развития Московского НПЗ включена в стратегию развития нефтепереработки, утвержденную в 2009 году, и сейчас мы работаем над актуализацией документа. В рамках первого этапа утвержденной программы мы ведем строительство новых технологических установок, таких как установка изомеризации легкой нафты, установка гидроочистки бензина каталитического крекинга, и проводим реконструкцию ряда действующих объектов, ввод в эксплуатацию которых позволит значительно улучшить качество продукции и снизить влияние МНПЗ на экологию. В частности, в этом году завершено строительство механических очистных сооружений закрытого типа и выполнена реконструкция установки по производству битумов.
В рамках второго этапа запланированы модернизация установки каталитического крекинга, необходимая для увеличения ее мощности, реализация программы реновации мощностей первичной переработки, риформинга, а также строительство установки гидроочистки дизтоплива. Активная фаза по реализации проектов глубокой переработки нефти на Московском НПЗ начнется с 2014 года, ввод объектов в эксплуатацию мы планируем в 2018-2019 годах.
— Какие результаты даст ремонт большого технологического кольца на Московском НПЗ?
— Ремонт направлен на повышение надежности и стабильности работы действующих установок до следующего ремонта, который будет через два года. Это поддержание стабильной эксплуатации действующих объектов с заменой старого оборудования, повышения эффективности производства. Самой масштабной работой будет замена регенератора на комплексе каталитического крекинга. Такая операция будет проводиться в России впервые. Эта работа, в силу большой массы аппарата, по сути, уникальна, и будет выполняться с помощью крана грузоподъемностью 1350 тонн, который специально доставлен из Голландии.
По плану ремонт займет 60 суток, но мы, понимая важность увеличения поставок продукции на рынок, разрабатываем посуточный график работы с тем, чтобы оптимизировать сроки проведения ремонта в сторону уменьшения.
— В будущем можно ли отсрочить проведение плановых ремонтов?
— Проведение профилактических ремонтов это мера, направленная на соблюдение требований промышленной безопасности эксплуатации опасных производственных объектов. Мы сейчас занимаемся разработкой программы перехода наших НПЗ на увеличенный межремонтный пробег, ставим для себя цель проводить капитальный ремонт раз в четыре года. Внедрение этих программ на заводах позволит повысить эффективность нефтепереработки и увеличить выпуск продукции.
— Ремонт трубопровода до Московского НПЗ, который «Транснефть» планирует завершить в 2013 году, повлияет на работу завода?
— Ремонт нефтепровода не должен сказаться на работе Московского НПЗ. «Транснефть» обеспечивает поставку нефти для переработки на заводе в соответствии с нашими заявленными планами. Текущий ремонт — это техническое мероприятие, уверен, что «Транснефть» сможет это сделать в минимальные сроки с отсутствием каких-либо проблем для Московского завода. Мы не ожидаем перебоев с поставкой сырья.
План по переработке нефти МНПЗ на этот год — 10,6 миллиона тонн, с учетом ремонта установок большого кольца. В 2013 году на Московском заводе в ремонте будет находиться малое кольцо, соответственно, ожидаем, что объем переработки будет выше, чем в этом году.
— В какую сумму оценивается программа повышения глубины переработки «Газпром нефти» и каковы ее основные этапы?
— Основные этапы — это, в первую очередь, организация квалифицированной переработки мазута с выпуском высококачественных моторных топлив. Стоимость программы «Газпром нефти» на сегодняшний день — более 170 миллиардов рублей. Это проекты глубокой переработки — установки гидрокрекинга вакуумного газойля в Москве и Омске, установка замедленного коксования на Омском НПЗ. На Московском НПЗ также рассматривается возможность строительства установки переработки гудрона с организацией производства электроэнергии. На наш взгляд, сегодня это один из наиболее эффективных проектов, в настоящее время прорабатываются технические возможности внедрения такого процесса.
По Ярославскому заводу мы также обсуждаем проект строительства комплекса глубокой переработки гудрона с применением технологии гидрокрекинга и дальнейшим процессом переработки остатков. В настоящее время уточняем экономику и прорабатываем с лицензиарами гарантии по достижению требуемого качества продукции.
Реализация программы повышения глубины переработки начинается в 2012 году и завершится через 5-6 лет.
— Расскажите о ходе работ на Омском НПЗ. Когда планируется ввод установки облагораживания дизельного топлива?
— Мы запустили на Омском НПЗ установку гидроочистки бензина каталитического крекинга 30 мая. Гидроочистка дизельного топлива до конца года тоже будет введена в эксплуатацию. По плану, в ноябре завершим пуско-наладочные работы и начнем эксплуатацию объекта.
— «Роснефть» объявила о планах строительства в Московской области нефтеперерабатывающего завода мощностью до 12 миллионов тонн в год. Этот факт в будущем может повлиять на положение «Газпром нефти», как поставщика нефтепродуктов в регионе?
— Московский рынок — наиболее крупный и привлекательный в России и предоставляет возможность для развития всех игроков. Не думаю, что появление нового завода каким-то образом может сказаться на объемах переработки Московского НПЗ — это наш наиболее привлекательный актив, который находится в центре самого значительного рынка сбыта.
|